Фламенко

Фламенко — это направление музыки и танца, созданное на юге Испании. Сегодня можно выделить два основных вида фламенко – это древнейшее и современное. Древнейшее направление отличается более серьезным и строгим стилем исполнения, в то время как современный жанр подразумевает простоту и легкость. Эти две большие группы в свою очередь делятся на более чем 50 поджанров фламенко, отличающихся друг от друга некоторыми незначительными элементами.

История развития

Считается, что современное фламенко появилось благодаря цыганской культуре, которая развивалась на юге Испании в 15 веке. В это время на территории Испании основным музыкальным направлением было мавританское. Цыгане видоизменили этот жанр, добавив в него элементы своих танцев и музыки. Так и появилось фламенко, которое сначала было популярно лишь среди цыган, но некоторое время оно прославилось и во всей Испании.

Задержки в распространении фламенко на территории Испании связаны с тем, что цыгане проживали отдельно от остального населения. Фламенко был популярен лишь в их кругах, и долгое время там и оставался, т.к. это музыкальное направление было под запретом у итальянцев. Лишь в 18 веке, когда отношение к цыганам стало более терпимым, фламенко стало появляться и в итальянских заведениях. С этого времени популяризация этого танца и музыки была непрерывна и стремительна.

Окончание двадцатого века было ознаменовано для фламенко новой эпохой. В это время данный музыкальный жанр приобретает оттенки джазовых композиций, а в танцах начинают использоваться элементы и движения из балета. Благодаря выступлениям известного танцора фламенко Х.Кортеса, этот танец стал более живым и непринужденным, избавившись от стандартов, долгое время присущих фламенко. Поэтому музыку в этом стиле бывает довольно сложно записать на нотный стан, т.к. он не может передать всей глубины и особенностей исполнения. В связи с этим, многие композиции передаются по средствам личного обучения мастером учеников.

Атрибуты танцоров

Исполнительницы танца фламенко в своих выступлениях используют различные атрибуты, повышающие зрелищность и эффектность танца. Самый главный атрибут каждой танцовщицы – это ее платье. Традиционно исполнительницы фламенко надевают платья, длиной до пола, которые украшаются различными кружевами и волнистыми элементами. Такое платье внешне напоминает одежду цыганок 15-го века, которые и стали основным прообразом современных исполнительниц.

Мужчины, танцующие фламенко традиционно надевают брюки черного света и белую рубашку, рукава которой расширяются ближе к запястьям. Также байлаор обвязывает талию широким поясом, а края рубашки могут быть связаны впереди таким образом, чтобы узел находился поверх пояса. Мужчинам разрешается во время исполнения танца фламенко носить специальные жилетки укороченного размера, получившие название чалеко.

Обязательным элементом женского гардероба при исполнении танца фламенко является длинная шаль. Танцовщица мастерски орудует этим атрибутом, то закручивая все свое тело в него, вращаясь вокруг собственной оси, то вешая его на плечи, образуя некое подобие крыльев. Также женщины во время танца часто используют большой красивый веер, которым они выписывают различные фигуры. Также ни один танец не обходится без отбивания ритма каблуками, поэтому набойки на каблуках исполнителей фламенко должны быть металлическими и громкими. Тем ни менее, когда-то являвшийся классическим элементом фламенко кастаньет, сегодня редко используется, т.к. он сильно ограничивает движения танцоров.

Стили фламенко

Классификация стилей или жанров исполнения танцев и музыки фламенко называется Пало. Отличия одного Пало от другого заключается в разном рисунке мелодии, ритма и строфы. Различные направления фламенко нельзя называть традиционными словами жанр или стиль. Дело в том, что каждый из этих видов исполнения танца и песни парой может даже не отличаться друг от друга, т.к. использование импровизаций приводит к объединению составляющих различных направлений. Поэтому эти виды и были названы Пало, как неясное и неточное разграничение стилей.

Сложно разграничивать Пало танца фламенко, т.к., например, в некоторых направлениях может быть одинаковый ритм, структура, и строфа, а вот тип лада имеет незначительные отличия. Тем ни менее некоторые пало фламенко имеют ярко выраженные отличительные черты за счет использования ритма разной продолжительности. Классификация пало часто основывается не на различиях в исполнении, а на исторических корнях того или иного танца. Так, традиционной цыганской музыкой и танцами считается солеарис.

Одно из самых популярных направлений во фламенко – это канте хондо, в состав которого входят такие палос, как саэта и тона. Эти жанры появились с самого зарождения фламенко в Италии и на протяжении всей истории не теряли своей актуальности. Еще одно знаменитое направление фламенко – это канте, которое включает в себя палос булериа и фаррука. Древнейшие виды фламенко исполнялись без каких-либо инструментов, танцевали лишь под аккомпанемент песен. Традиционное фламенко уже включает игру на гитаре и заключается в единстве трех составляющих – пение, танцы и игра на музыкальном инструменте. Современные же композиции фламенко могут исполняться в сопровождении контрабаса, скрипки и различных ударных инструментов.

Как и многие другие классические жанры танцев и песен, фламенко оказало значительное влияние на формирование современных направлений. Благодаря этому стилю появились такие жанры, как фламенко рок, джаз фламенко и многие другие. Приверженцы классического фламенко чтят его традиции и сохраняют культурные корни. Однако невозможно полностью постичь этот удивительный музыкальный стиль, находясь в определенных рамках – необходимо дать волю фантазии и постоянно импровизировать.

Фламенко – это не просто очередной классический танец, это еще целая культура и наследие, передаваемые из поколения в поколение. Музыка, под который исполняется танец, завораживает своей необыкновенной мелодичностью и в то же самое время высоким ритмом. Наблюдение за исполнением танца фламенко доставляет истинное удовольствие не только ценителям подобного искусства, но и обычным зрителям.