Как выбрать роликовые коньки?

Начинающий должен знать с самого начала: роллинг — развлечение не из дешевых. Для снаряжения существует одно главное правило: лучшая модель — это та, в которой ты себя чувствуешь непринужденно, комфортно, и которая соответствует твоим возможностям.

Ботинки

Вопрос — шнурки или застежки, мягкий или жесткий ботинок? Если американцы любят ролики со шнурками (мягкие), то европейцы предпочитают с застежками (жесткие). Нижняя часть жесткого ботинка покрывает значительную часть подошвы, почти как и у горнолыжных ботинок. Верхняя половина окружает голеностоп и поддерживает его. Верхняя и нижняя части с каждой стороны голеностопа соединяются подвижной системой, что дает ботинку вместе с голеностопом возможность наклоняться вперед. В жестких ботинках есть вынимающаяся мягкая внутренняя прокладка.
Мягкие ботинки по конструкции напоминают туристские, с внешним обшлагом для фиксации ноги. Многие считают, что мягкие ботинки удобнее сидят на ногах. Они обычно легче, чем жесткие. Совет — попробуйте и тот, и другой ботинок, и который вам больше подходит по комфорту — он и есть ваш.
Фиксация
— Хорошая система фиксации обеспечивает надежную поддержку ноге, но при этом не должна нигде пережимать ногу. Если нога будет болтаться, вы не сможете хорошо владеть коньком, и к тому жк набьете себе мозоли.
— Жесткие ботинки выпускается с пряжками или с сочетанием: пряжки и шнурки.
— Мягкие ботинки выпускаются со шнурками, однако, у некоторых моделей имеется верхний ремень с пряжкой, для более надежного крепления.
— Высота ботинка
— Высота ботинка зависит от того, для какого направления роликового катания ботинок был разработан.
Ботинки с высокими голенищами дают надежную фиксацию, но меньшую гибкость. В ботинках для фитнеса высота голенища обычно большая, 3- 4 дюймов над уровнем сгиба голеностопа. У коньков для отдыха голенище средней высоты — на 1- 2 дюйма ниже, чем для фитнеса. Коньки агрессив и специальные бывают разной высоты.

Рама

Рама роликового конька обычно прикрепляется к нижней части ботинка и служит для удерживания колес на месте. Выбирая раму, необходимо принять во внимание максимальный размер колес, которые подойдут к этой раме.
Существуют три вида материалов для изготовления рам: пластик, металл и композиционные материалы. Жесткая пластиковая рама позволит энергии вашего толчка преобразиться в энергию поступательного движения. Если рама будет гнуться, вам придется прикладывать больше усилий. Изготовленные из металла рамы необязательно жестче и прочнее качественных пластиковых рам. Металлические каркасы в основном используются для хоккейных роликов и для скоростных роликов. Рамы из композиционных материалов сложны в изготовлении и дорогостоящи. Подобные каркасы обеспечивают повешенную жесткость, снижают уровень вибрации, передаваемой от дорожного покрытия.
Длина рамы изменяется от центра оси переднего колеса до центра оси заднего и варьируется от 10 до 16 дюймов.

Колеса

Именно размер и материал колес влияют на качество роликов больше, нежели другие элементы. Колеса главным образом отличаются по диаметру, жесткости, ободу и профилю. Чем меньше колеса, тем они маневренней, чем больше, тем быстрей. У самых распространенных моделей диаметр колес колеблется в диапазоне 72-78мм.
Диаметр колес для фитнеса колеблется от 70-72мм (для начинающих) и до 80мм (для профессионалов). Диаметр колес для отдыха 72-76мм. Диаметр колес для агрессивного катания 55-67мм. ( профиль этих колес почти плоский, за счет чего достигается наибольшая устойчивость). Диаметр колес для специальных роликов 78- 82 мм (позволяют развивать максимальную скорость и дольше сохранять её).
Индекс дюрометрии указывает на твердость колеса: чем оно выше — тем выше твердость колеса. Наиболее популярны ролики со степенью твердости от 78А до 82А. У мягкого колеса больше сила сцепления с дорогой. Оно обладает большой маневренностью и больше смягчает вибрацию. Колесо с высоким индексом твердости быстрее и эффективнее на гладких покрытиях. Также важен вес тела катающегося. Человек с большим весом сдавит мягкое колесо. Упругость колеса зависит от формулы уретана или смеси, употребляемой при изготовлении. В общем, чем выше упругость, тем лучше.
Подшипники
Если ботинки — это голова коньков, а колеса — тело, то подшипники — центральная нервная система. Можно ездить с плохими колесами или в тесных ботинках, но со сломанными подшипниками никуда не поедешь. Каждое колесо имеет по два комплекта подшипников — по одному с каждой стороны.
Существует следующая классификация подшипников: повышенной точности, обычной точности, ABEC-1, ABEC-3, ABEC-5, ABEC-7. В этой классификации учитываются допустимые отклонения во внутренней и внешней дорожке качения подшипника, в производимом ими уровне шума.
Шарикоподшипники из углеродистых материалов дешевле, но гораздо менее износостойкие, чем подшипники из легированных сталей. Тип смазки имеет значение на его цену и срок службы. В основном бывают два типа смазки : пропитанный жиром подшипник лучше защищает от воды, но инертнее, у подшипника, пропитанного маслом, сопротивление вращению меньше, поэтому он крутится быстрее. Сервисный интервал — 100 километров (две-три недели при ежедневном катании).

Факты о подшипниках.
— Каждое из восьми колес роликов вращается благодаря паре подшипников. Легкость, с которой катятся коньки и развиваемая скорость во многом зависят от качества подшипников, спрятанных в колесах.
— «Третьи», «пятые» или «седьмые» — это классы точности изготовления подшипников, обиходное название международных машиностроительных стандартов ABEC-3, ABEC-5 и ABEC-7. определяющих точность полировки деталей подшипника. Чем больше номер, тем меньше трение в подшипнике, и тем легче он прокручивается, что положительно сказывается на легкости движения роликов. Самые массовые виды подшипников — «пятые» и «седьмые».
— Не все покупатели знают, что подшипники — не бессменный атрибут покупаемых роликов, а расходный материал. Как и колеса, их можно со временем заменить на любые приглянувшиеся. К тому же подшипники изнашиваются со временем и менять их все равно придется.

Одеваем ролики.

Знакомство с роликами вполне можно начать с правильного надевания. Этот очевидный, на первый взгляд, момент зачастую игнорируется новичками на практике. При покупке первых в жизни роликов новичок не понимает, чем могут обернуться самые элементарные ошибки примерки при дальнейшем катании в реальных условиях, когда возвращать ролики в магазин будет уже поздно… Как правило, человек старше шести лет, не считает нужным спрашивать совет «как завязывать шнурки». А зря.

Главное — прокладка!

Итак, в магазине вы берете в руки ролик, снимаете модельные туфли и извлечь из кармана или сумочки носки. И производить примерку только в носках, в которых планируете кататься. При планировании помните, что неправильный выбор прокладки между ногой и ботинком может здорово подпортить удовольствие от катания.

Идеальный вариант — специальные «роликовые» носки (socks for inline skating). Их основные свойства:
— хорошая фиксация ноги, даже влажной. Это достигается особым распределением ткани по внутренней и внешней стороне носка с учетом анатомии. Хорошие носки для роликов различаются «правый — левый»
— отвод влаги от ног — эффект особенно чувствуется при длительном катании, когда не оставляет ощущение комфорта от того, что ноги все еще сухие. На самом деле это лишь ощущение. Ноги мокнут не меньше, просто влага не впитывается в носки, а проходит дальше, в ботинок, впитывающая способность которого намного больше, чем у носков.
— износостойкость (сделаны из высококачественной синтетики).

Носок надет. Нога вставлена в ролик. Внимательно смотрим на ботинок. Крепеж ботинка на ноге может осуществляться с помощью трех конструктивных элементов:
— клипса (она же бакля)
— пяточный ремень
— шнурки
Первые два могут отсутствовать. Встречаются ролики, где все крепление ноги осуществляется двумя клипсами. Реклама заявляет, что это «удобно для быстрого надевания/снимания в городских условиях». Не верьте. Настоятельно рекомендую ориентироваться на ботинки, где есть все три вида креплений. Шнурки удерживают ногу лучше и равномернее, чем бакли, а ремень — дополнительная фиксация пятки.

Пятка роликового конька.

Почему так часто в дальнейшем повествовании упоминается необходимость фиксации пятки? Согласен, это не самая важная часть тела, о повседневном благополучии которой мало кто задумывается. Но поверьте: достаточно одного неловкого движения, чтобы на последующие несколько недель пятка оказалась в центре внимания. Тогда не то, что на роликах — ходить станет крайне затруднительно. Растяжение ахиллесова сухожилия — очень болезненная и плохо заживающая травма, напоминающая о себе всю оставшуюся жизнь. Остальные, не столь крупные связки, находящиеся в задней части стопы при травмах тоже не сулят блаженства. Если отвлечься от медицины, то зафиксированная пятка не дает гулять твоему центру тяжести относительно рамы конька, что благоприятно влияет на контроль за передвижением.

Шнурки.

1. Язычок полностью, но без сверхусилия вытягивается из ботинка.
2. Ставим ролик на пятку и плотно задвигаешь ногу так, чтобы почувствовать своей пяткой задник ботинка. Почувствовали? Это ощущение не должно пропадать до окончания процесса надевания.
3. Затягиваем шнурки. Необходимо, чтобы давление шнурков на верхнюю часть стопы по возможности равномерно распределялось по длине.
Затянули? Крепко-крепко? Напрасно. Общее правило при шнуровке, как обычно — золотая середина. Ноги вам еще понадобятся для катания, поэтому не стоит лишать их притока крови. Ботинок под шнурками должен плотно облегать ногу, но не давить на нее.
Теперь фиксируем шнурки. Те, чьи ботинки оснащены специальными замками-защелками (lace locks) для фиксации шнурков, ставят шнурки на замки. Остальные тем временем тренируют ловкость пальцев, затягивая фиксирующий узел, одновременно прижимая шнурки, чтобы не дать им ослабнуть. Не забудьте завязать шнурки!
4. Застегиваем пяточный ремень. Правило то же — не пережимать, но по окончании процесса все попытки сдвинуть пятку вбок или вверх не должны иметь успеха. Если пятка двигается в пределах 5 мм, попробуйте подтянуть ремень. Если и это не помогло – меняйте размер роликов.
5. Бакля. Конструкции везде примерно одинаковы. При открытой клипсе пластиковый ремешок продевается через фиксатор, после чего клипса защелкивается и манжета ботинка обхватывает ногу. Плотность обхвата должна подбираться так, чтобы нога не болталась в манжете, а увлекала ее за собой при сгибах вперед и наклонах в стороны. Думаю, излишне напоминать о том, что переусердствовать с давлением на ногу не следует и в этом случае.
6. Когда все крепления застегнуты, еще раз поставьте ролик на заднее колесо и вдавите пятку на место. В процессе надевания роликов пятка все равно чуть смещается вперед. Выполнением этой нехитрой операции вы даете возможность шнуровке на время чуть ослабнуть и равномернее обхватить ногу.

Советы.

1. Ролики должны сидеть по размеру. Не велики. Не малы. Начните примерку с заведомо большего размера и постепенно уменьшайте его, попутно закрепляя навыки шнуровки. До тех пор, пока не почувствуете, что в правильно зашнурованном ботинке пятка упирается в задник, а пальцы не смотрят в пустоту, а чувствуют неподалеку ткань носка ботинка. Но существует альтернативное мнение, что люди лучше чувствуют, когда ботинок мал и пальцы упираются, и поэтому примерку следует начинать с меньшего размера в сторону увеличения. Помните, что ботинок роликов разнашивается и если при первой примерке ботинок чуть велик, то через пяток катаний он будет просто болтаться на ноге.

2. Обычно в уважающем себя спортивном магазине дают какое-то время для усадки ботинка на ноге. Обычно минут 15. Воспользуйтесь этим временем, чтобы постоять на роликах, посгибать ноги, понаклонять их из стороны в сторону. Если есть возможность и нет страха — покатайтесь по залу магазина.

3. Нет ощутимого дискомфорта? Ноге удобно? Все же попробуйте примерить другую модель, а лучше — модель другой фирмы, если в магазине есть ролики разных марок. Разные фирмы делают разные колодки и разные ботинки. Убедитесь, что, что приглянулись вам изначально, действительно лучше всего сидят на вашей ноге.
4. Все подошло? Деньги на бочку! Чек в коробку! Скорее домой, примерка еще не закончилась.
5. Никогда-никогда не выходите в новых роликах на улицу сразу. Придя домой достаньте ролики из коробки, наденьте их и не меньше часа постойте в новых роликах дома. Именно постойте, а если пространство позволяет, то лучше — покатайтесь, не нарушая товарный вид (т.е. грязные лестничные площадки исключены).
Через час, если появились такие симптомы, как:
— необходимость поджимать пальцы ног.
— ощущение острого давления любой из частей ботинка.
— частичное онемение ступни.
— сводит ноги.
Ролики Вам малы. Если осталось ощущение свободы в ступне или пятке, а при попытке перешнуроваться потуже возникает чувство дискомфорта — ролики велики. Ни то, ни другое не сулит приятного катания.
Не поленитесь! Несите свежекупленные коньки назад, в магазин, и меняйте размер на более подходящий. Если больший размер очевидно велик или меньший очевидно мал, внушайте себе, что «вон те, синенькие, гораздо лучше смотрятся с моим спортивным костюмом, чем эти постылые с пошлыми красными полосками, которые я купил по недосмотру». И меняйте модель на другую, более подходящую, в точности повторяя процесс примерки с обязательной «домашней» стадией.
В результате точно сидящие на ноге ролики долго еще будут красоваться на почетном месте около входной двери, покрытые свежими царапинами. А не валяться, гневно заброшенные в пыльный угол шкафа, пока вы лечите сбитые, смятые и натертые ноги.
Наконец, когда даже самая параноидальная проверка не обнаруживает неудобств в том, как ролики сидят на ногах, можно с чувством успешного окончания ответственной, серьезной работы выдвинуться прямо на улицу. Чтобы там, отрывая иногда восхищенное тело от асфальта, делать первые шаги к совершенству. Но это — тема для отдельного эпоса.

Защита

В 100% случаев, после пары впечатляющих (и не очень) падений, любой, даже очень самонадеянный человек начинает осознавать необходимость защитной экипировки. Чтобы не упустить сезон катания из-за травмы – используйте защиту.

Защита для роликов. Какая же она бывает? Как правило, каждый производитель роликов попутно выпускает и комплекты защиты для каждого вида катания. Покупать «одноименный» с роликами комплект или подобрать что-то от другого производителя — дело личного вкуса. Каждая фирма в разработке экипировки идет своими путями, поэтому несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть защита каждой фирмы отличается в деталях и поэтому по- разному ведет себя во время падения. Со временем вы научитесь подбирать себе из множества представленных в магазинах комплектов защиты наиболее подходящие именно для вас ее элементы.
Комплект защитной экипировки выглядит так:
— Наколенники, налокотники: закрывают и предохраняют от ударов локти и колени. Конструктивно модели разных фирм схожи — жесткая пластиковая спрофилированная по ноге или локтю оболочка (чашка) снаружи и амортизирующая обшитая тканью прокладка изнутри. Хорошая защита делается в виде чулка — только такой вид крепления надежно фиксирует ее на теле, не давая сползать при падениях. Защита с пласмассовыми щитками всегда одевается НА ОДЕЖДУ — пластиковые накладки наколенников проскальзывают по асфальту, не давая коленям выскользнуть. Не стоит пользоваться матерчатой защитой для других видов спорта, ведь она сделана совсем для другого; ткань при падении не будет скользить по асфальту, колени или локти выскользнут, а это уже беда…
Защита запястий: — защищает кисть от ударов, с помощью жестких пластин на тыльной стороне не дает кисти выгибаться назад, предохраняяя этим запястье от вывихов. Самая частая травма при катании на роликов, вне зависимости от стиля катания, опытности и других факторов — вывихи, ушибы, и переломы запястий — при падении человек инстинктивно вытягивает руки вперед.
Шлем — служит для защиты головы. В сожалению, этим элементом экипировки зачастую пренебрегают — роллера в шлеме встретишь нечасто.

Защита для фитнеса

Наколеннники, налокотники: — легкая защита; жесткая пластиковая спрофилированная по ноге или локтю оболочка(чашка) снаружи; и амортизирующая резиновая обшитая тканью прокладка изнутри.
Защита запястий: в виде перчаток без пальцев, или в виде специальной защиты для запястий. Обязательно должны быть 2 жесткие пластиковые пластины — сверху и снизу ладони. Нижняя потолще, чтобы скользила по асфальту, верхняя держит запястье.

Шлем.

Защита для агрессива

Она выглядит несколько иначе: большие и очень прочные пластиковые чашки, толстый ударопоглощающий слой резины. Для рампы и стрита защита делается несколько разной. Для рампы наколенники и налокотники более объемные, перчатки с усиленной фиксацией запястья — все это должно предохранять от травм при падениях, порой с приличной высоты.
Комплект защиты для VERT:
— рамповые наколенники.
— рамповые налокотники.
— защита на бедра.
— рамповые перчатки.
— щитки на голень.
— агрессивный шлем.

Защита для STREET похожа на рамповую, но наколенники и налокотники немного потоньше и покороче, перчатки снизу имеют толстую износостойкую пластиковую накладку, пластины дя защиты запястий не столь мощные, как для рампы.

Комплект защиты для STREET:
— стритовые перчатки.
— стритовые налокотники.
— стритовые наколенники.
— щитки на голень.

Как выбрать рюкзак роллеру?
Объем – имеет огромное значение. Слишком большой рюкзак неудобно возить, а в слишком маленький не помещается все нужное. Надо будет определиться, как именно ты хочешь носить ролики — снаружи или внутри: для ношения снаружи можно смотреть рюкзак поменьше, зато внутри рюкзака ролики точно не промокнут, случись вдруг дождь.
Спинка рюкзака. Тест на индивидуальную совместимость – тут трудно что-то советовать, главное, чтоб после регулировки лямок/поясного ремня на нужную длину, тебе было с этим рюкзаком удобно. И не только стоять, но и приседать, наклоняться и резко поворачиваться. Одень рюкзак, отрегулируй по себе и повертись. Есть только две вещи, на которые стоит обратить внимание.
1. это материал спинки:
— если на спинке такой же материал, как весь рюкзак: кордура или еще какой нейлон – спина не будет проветриваться и комфорта не будет.
— сетчато-губчатая ткань, набитая чем-то мягким, с выпуклостями и желобками – влага (по мере возможности) отводится от спины, горячий воздух утекает по желобкам, по ним же приходит новый и не такой горячий. Спина и футболка влажные, но не так, чтоб выжимать, а сам рюкзак сухой, и даже спинка.
— тканевая сетка – вместо спинки – вогнутый металлический каркас, на который натянута тканевая сетка – идеально ляжет по спине, будет лучше всего отводить влагу, но вот в дождь и снег, особенно если с ветром, нужен чехол, иначе между тобой и каркасом будет сугроб.
2, это жесткость спинки — жесткая спинка рюкзака будет лучше фиксировать твою родную спинку и ты меньше устанешь.
3, вес – тут, я думаю, все понятно – тебе его, на себе таскать, причем несколько часов подряд.
4. Подвеска. Оборотная сторона рюкзака – если от объема зависит сколько всяких нужностей ты сможешь с собой взять, то от подвески – насколько удобно тебе их будет тащить.
Обычно состоит из:
— Лямок: мягкие лямки не натрут плечи, лямки удобной формы – не будут сползать.
— Поясного ремня – позволит лучше зафиксировать рюкзак, а, кроме того, разгрузит плечи, перенеся часть веса на бедра.
— Грудная стяжка – бывает в некоторых моделей рюкзаков, представляет собой застегивающийся регулируемый ремешок, закрепленный на лямках на уровне груди. Позволит надежнее зафиксировать лямки на предназначенных им местах.
5. Стяжки – удобно, когда в рюкзак влазит много всего, но не очень удобно таскать его за собой пустым, когда ролики и защита оттуда вытащена. Вот тут и пригодятся стяжки – ремешки и шнурочки, пришитые к рюкзаку, позволяющие утянуть его в плоский блин.
6. Клапан для шлема (на велорюкзаках) – бывают такие специальные велорюкзаки, у которых сверху есть клапан, пришитый нижним краем к рюкзаку, а верхний его край пристегивается с помощью ремешков – так, чтобы между ним и основным объемом рюкзака можно было вложить велошлем.  Зачем это нам? Ну, если шлема у вас нет, то туда можно запихнуть куртку/рубашку – чтоб легче было достать, книжку – любителям читать.
7. Ткань.
— Полиэстер (Polyester 600D, Капровинил) – материал, имеющий высокие показатели устойчивости к истиранию и на разрыв. Водостойкость обеспечена ПВХ покрытием с внутренней стороны ткани.
— Нейлон (Nylon) – он же полиамид 6.6. Ничего выдающегося по износоустойчивости. В качестве основного материала рюкзака недолговечен, но для кармашков и внутренних перегородок вполне подойдет.
— Nylon taffeta – обычно используется для чехлов на рюкзак
8. Боковые сетчатые и другие кармашки – в жару обычно хочется пить, а когда двигаешься, то пить хочется почти постоянно.
9. Чехол на рюкзак – каков бы ни был прогноз, а дожди иногда случаются.
10. Светоотражающие полоски – днем они не видны, да и не нужны,  но вот вечером или ночью они превратят вас из смутной тени в различимого участника движения.
11. Бонусы (чехол для мобилки, кармашки, ерунда всякая). У разных моделей – разные.
12. Внешний вид – можно, конечно, потратить массу времени и сил на то, чтобы найти рюкзак под цвет штанов, роликов или глаз, или но… штаны могут порваться, ролики можно поменять, а цвет глаз в темное время суток вообще не разглядеть.