Велосипедный спорт: маунтинбайк

Гонки на маунтинбайках – одни из самых зрелищных и экстремальных во всем велоспорте. Задачей участников соревнований является преодоление всего пути, состоящего из всевозможных препятствий, холмов и гор, до финиша за самое короткое время. Средство передвижения спортсменов – горный велосипед, или маунтинбайк отличается повышенной проходимостью и прочностью конструкции. В этот спорт приходят люди, уверенные в своих силах и сильные духом, т.к. заезды по горной местности требуют действительно смелости и хладнокровия.

Виды гонок на маунтинбайках

Маунтинбайк, как вид спорта был изобретен сравнительно недавно – в послевоенное время одному юноше захотелось прокатиться вниз по горной местности на обычном дорожном велосипеде. Это занятие ему настолько понравилось, что он поделился своими впечатлениями с друзьями и таким образом горный спуск на велосипедах приобрел популярность. Чуть позже в Сан-Франциско организовали первые соревнования по этой дисциплине, а уже с 1996 года маунтинбайк был включен в список спортивных событий олимпиады.

Существует множество разновидностей  маунтинбайка, среди которых большой популярностью пользуется фрирайд. Задачей гонщиков в этой категории является преодоление всех участков трассы, которая состоит из различных препятствий и горных хребтов, с максимальной скоростью и минимальным числом ошибок. Судьями в этом виде спорта оценивается скорее не конечное время завершения гонки, а мастерство спортсмена, демонстрируемое при прохождении сложных участков трассы. Дерт джампинг – еще одна разновидность маунтинбайка, задачей ее участников является преодоление двойных трамплинов и демонстрация при этом различных трюков и элементов.

Кросс-кантри – это та разновидность маунтинбайка, которая в 96 году была вписана в число спортивных соревнований олимпиады. Главная цель велогонщиков на этого вида велоспорта заключается в преодолении трассы за минимальный промежуток времени. Трасса представляет собой пересеченную местность со множеством крутых спусков и сложных подъемов, а также она изобилует препятствиями искусственного и естественного происхождения. С развитием этого направления спорта, трассы в мировых чемпионатах и на олимпийских играх с каждым годом становятся все сложнее и опаснее, что прибавляет зрелищности кросс-кантри заездам.

Кросс-кантри может проходить в трех видах – шорт трек, представляет собой гонку по кругу длиной до 5 км, и количество кругов может быть от 6 до 10. Второй вид – классический заезд, по сути похож на шорт трек, только здесь трассы длиннее, а общее время, затраченное на гонку, достигает двух часов. Самой большой популярностью пользуются марафоны – продолжительные заезды команд по пересеченной местности, которые могут продолжаться по нескольку дней.

В России кросс-кантри развивается семимильными шагами. Этот вид спорта сразу стал для россиян своим, и огромное количество молодежи увлекаются горными заездами на велосипедах. Различные организации и профсоюзы поддерживают такие начинания, в связи с чем ими было создано множество марафонов и чемпионатов, среди которых особой популярностью пользуются «Транс-Байкал», кубок «Мериды» и марафон «Большая медведица». Каждый год велобайкеры собираются для участия в чемпионате России по кросс-кантри.  На международной арене российские спортсмены также продемонстрировали неплохие результаты – в 2005 году Трофимов Ю. смог привести с чемпионата мира золотую медаль, а в 2007 и 2009 годах Ирина Калентьевна дважды становилась обладательницей золотых медалей с чемпионатов мира по кросс-кантри.

Велосипеды

Велосипеды для маунтинбайка имеют совершенно другие характеристики и конструкцию чем, чем байки, используемые в шоссейных или трековых гонках. Основное отличие заключается в увеличенной прочности рамы и колес, ставшей необходимой при частых нагрузках во время прохождения различных препятствий. В связи с этим горный велосипед представляет собой более широкую раму, имеющую трапециевидную форму к которой крепятся широкопрофильные колеса с массивными протекторами. Передняя вилка включает в себя систему амортизации, которая смягчает воздействие неровностей на гонщика. Также во многих дисциплинах маунтинбайка предусматривается и амортизационная задняя подвеска.

Обязательным элементом горного велосипеда является механизм переключения передач, который в отличие от шоссейных велосипедов, рассчитан на понижение передачи. Это сделано для того, чтобы спортсмен мог преодолевать самые отвесные подъемы. Особое внимание при конструировании горных велосипедов уделяется тормозам – современные модели только дисковые, они полностью вытеснили барабанные тормоза. Приводится в действия могут за счет тросика, проведенного к рулю велосипеда, либо тормозной жидкости, что значительно облегчает процесс торможения.

Среди других отличительных особенностей маунтинбайков можно отнести их увеличенный просвет, ставший возможным благодаря более высокому выносу каретки. Педали велосипеда оснащены фиксирующим ступню механизмом, который предотвращает выпадение ноги во время движения. Руль, как правило, вынесен на несколько сантиметров вперед относительно оси, это сделано для возможности балансировки при отвесных подъемах.

Вес горного велосипеда может варьироваться в широких пределах от 7 кг до более чем 20. Этот показатель зависит от дисциплины маунтинбайка, в которой проводятся соревнования. Однако внедрение современных технологий и использование сверхлегких материалов позволяют практически каждый год облегчать конструкцию велосипедов, без уменьшения ее прочности. Современной вело промышленностью выпускаются велосипеды конкретно для каждой разновидности маунтинбайка – для фрирайда, дерти джаупа, байкер-кросса, триала и мн.др.

Маунтинбайк – увлекательный и экстремальный вид спорта, который сегодня доступен практически каждому. Цены на спортивные байки достаточно низкие, поэтому приобрести такой велосипед может позволить себе любой. Кроме перемещения в условиях пересеченной местности, горные велосипеды также отлично подходят и для езды по городу.