Авиационный спорт

Одна из технических разновидностей спорта, авиационная, предполагает выступление спортсменов на летательных устройствах для демонстрации лучших результатов по скорости полета, дальности, маневренности, грузоподъемности и прочим характеристикам. Этот вид спорта также относится к экстремальным и особо опасным. Однако по зрелищности и красоте авиационному спорту трудно будет найти конкуренцию.

История возникновения и развития

Соревнования по авиационному спорту начали проводиться сразу же после создания первых летательных аппаратов. Первое мировое первенство прошло в 1909 году, в котором принимали участие 21 летчиков, они соревновались в трех дисциплинах – максимальной скорости, дальности и высоте полета. В Советском Союзе впервые состязания по авиационному спорту состоялось годом позже. В результате этого первенства определились лучшие достижения – максимальная высота полета составила 600м, а время полета без посадки достигло 2 часа 4 минуты.

Авиационный спорт разделился на несколько направлений, наиболее важным из которых стала военная авиация, которая в дальнейшем отделилась от видов спорта. Развитие авиации тесно связано с именем Осоавиахима, который спровоцировал открытие сотен авиационных школ по всей стране, в которых обучались десятки тысяч молодых летчиков. Также по его инициативе начались проводиться соревнования между различными школами.

Советский союз отличился мировым рекордом в авиационном спорте в 36 году, это достижение принадлежит советскому летчику Ильченко. В это же время в стране начинает отдельно развиваться еще одно направление авиационного спорта – парашютизм. Здесь спортсмены соревновались по точности приземления, первенства по этой дисциплине начали устраиваться ежегодно. Позже начали появляться и другие разновидности парашютного спорта, среди которых большинство мировых рекордов принадлежало именно советским спортсменам.

После окончания войны к существующему разнообразию авиационных видов спорта добавились следующие: вертолетный спорт, дельтапланеризм, ракетомоделизм, соревнования на реактивных самолетах, парашютная акробатика и мн.др. Уже в 1990 году в СССР было зарегистрировано более 200 авиационных клубов и школ, парашютных клубов и дельтоклубов. Был снижен минимальный возрастной порог до 16 лет юношам и девушкам, желающим состязаться на самолетах, и до 14 лет – любителям планеров.

Самолетный спорт

Один из самых зрелищных и экстремальных разновидностей авиаспорта – самолетный спорт. Состязание в этой дисциплине можно разделить на две большие группы:

  1. К первой относятся соревнования по скорости, грузоподъемности, дальности и прочим техническим характеристикам самолетов.
  2. Вторая группа отличается тем, что здесь летчики демонстрируют мастерство пилотажа, точность следования маршруту и приземление в определенной точке. На эту категорию достаточно сложно предсказать исход состязания и сделать правильно ставку на спорт.

Одной из разновидностей второй категории является первенство по высшему пилотажу, которое ежегодно проводится с 1960 года. В 2008 году Россия принимала чемпионат мира по этому виду спорта в разделе ЯК-52. Заслуженное звание чемпиона мира справедливо досталось представителю РФ Беркутову А, который продемонстрировал поистине поразительные элементы высшего пилотажа.

Сравнительно молодой авиационный вид спорта авиаралли, отлично зарекомендовал себя как на международной, так и на Российской спортивной арене. Смысл этого состязания заключается в максимально точном прохождении маршрута, ориентируясь на контрольные точки, а также маршрутную карту. Также здесь учитывается и скорость прохождения всех участков воздушного пространства. Конечным этапом авиаралли является точность приземления в строго определенной точке.

Дельтапланеризм

Для понимания определения такого вида спорта, как дельтапланеризм, необходимо разобраться, что собой представляет сам дельтаплан. Дельтаплан – летательное устройство, приводимое в действие за счет мускульной силы ног пилота, и не имеющее в своем устройстве никаких источников энергии. Процесс полета происходит за счет планирования по воздушным массам. Управление осуществляется по средствам перемещения центра тяжести, которым выступает сам пилот, в стороны.

Впервые дельтапланеризм упоминается в связи с гибелью первопроходца Отто Лилиенталя, который впервые совершил полет на аппарате, немного напоминающем современный дельтаплан. Однако его смерть также послужила и тормозом в процессе развития дельтапланеризма, в начале 20 го века успешно развивались другие направления авиационного спорта. Возвратились к теме управляемого свободнолетящего крыла лишь с началом развития аппаратов. Ученые Америки и России столкнулись с проблемой высадки космонавта. Обычный парашют не подходил, т.к. место его приземления сложно было предугадать. Поэтому и было принято решение снабжать космонавтов парашютами дельтапланового типа. Отсюда и взяло развитие данное направление авиационного спорта.

Впервые соревнования по дельтапланеризму провелись в 1974 году, и по своей сути они напоминали обычный парашютный спорт, где оценивалась дальность полета и точность приземления. Вскоре дальность полета стала измеряться десятками и сотнями километров и поэтому интерес от таких соревнований пропадал. Поэтому правила претерпели некоторые изменения – теперь необходимо было как можно быстрее пролететь отведенный маршрут и приземлиться не только максимально точно, но и на минимально коротком участке.

Авиационный спорт – это не только зрелищный и очень интересный вид спорта, но он также развивает в спортсмене множество положительных качеств. Летчики, занимающиеся авиационным спортом, и демонстрирующие высокие результаты, получают хорошие материальные вознаграждения за свои победы и, что немало важно, моральное удовлетворение. Занявшись авиационным спортом, вы сможете развить в себе целеустремленность, силу духа и воли, а также побороть все внутренние страхи. Это поистине мужской вид спорта, однако и женщины с сильным характером также могут заниматься авиаспортом.