Картинг

Картинг – это вид автоспорта, по которому проводятся соревнования на низких по посадке и простых в устройстве автомобилях. Это второй автомобильный вид спорта после формулы-1, который был официально признан. Несмотря на кажущуюся простоту и миниатюрность картов, они могут развивать достаточно высокую скорость – некоторые модели на прямых участках разгоняются до 260 км/ч. Сегодня картинг является не только соревновательным видом спорта, но и отличным развлекательным мероприятием, доступным каждому, ведь картинги сдаются на прокат практически в каждом крупном городе.

История и развитие

Прародителем современного карта можно считать тележку времен второй мировой войны, которая использовалась для подвоза и загрузки снаряжения в военные самолеты. В свободное от работы время летчики военно-воздушных сил США гоняли на этих тележках по аэродрому. Однако долгое время это развлечение так и оставалось привилегией военных летчиков, пока в 1956 году Арт Инглс, ранее являвшийся пилотом военного самолета, не сконструировал первый в мире карт. В то время она еще по-прежнему носила название тележки.

Это автотранспортное средство сразу произвело фурор, поэтому Инглс открывает производство картов. Параллельно с ним этим занимается и конкурирующая фирма, под торговой маркой Го-карт компани. После того, как у Го-карт в 58 году английский предприниматель купил несколько автомобилей, и привез их на родину, в Великобритании моментально этот транспорт вызвал ажиотаж. В течении всего двух лет на территории страны наладилось производство данных автомобилях более чем на ста предприятиях.

После официального признания картинга видом спорта в 1960 году, начинается подготовка к проведению первого мирового чемпионата. Он был организован и проведен в 1964 году в Риме. Стоит отметить, что соревнование мирового уровня по картингу было вторым официальным мировым первенством по автогонкам, после Формулы-1.  Большой популяризации данного развлечения (и вида спорта) способствовала простота конструкции карта, а следовательно и его низкая стоимость. Средняя по мощности и по качеству модель обходилась всего в 150 долларов.

Однако с 1962 году картингом начинают заниматься профессионально, поэтому фирмы-производители усовершенствуют конструкцию болида с целью улучшения его характеристик. Естественно это повлекло за собой увеличение стоимости картов, и теперь этим видом спорта могли увлекаться лишь профессионалы, либо состоятельные граждане. Проката картингов в то время еще не было.

С начала 21-го века картинг вновь начинает приобретать черты любительского соревнования, хотя естественно остаются профессиональные дисциплины. Некоторые производители пытаются возобновить выпуск дешевых и простых в устройстве картов. Однако сегодня, популяризация данного вида спорта среди любителей стала возможной лишь благодаря открытию точек по прокату картингов.

Становление картингов на постсоветском пространстве

Картинг в СССР был придумал лишь спустя 4 года после его изобретения Инглсом. Над созданием данной машины работали участники мотоклуба Москвы. В результате они продемонстрировали свое детище в 1961 году на стадионе, покрытом льдом. Необычная конструкция автомобиля сразу всем приглянулась, и многие проявили повышенный интерес к этому виду спорта. Спустя всего четыре дня на станции юных техников, находящейся в Риге, энтузиасты конструируют свой собственный картинг. История зарождения картинга в России связана именно с этим событием.

После сборки десяти моделей картингов, был проведен первый заезд на велотреке. За событием наблюдало более трех тысяч человек, и их реакция была схожа с московскими очевидцами. С этого времени в Риге начинается развитие картинга, как вида спорта, открываются кружки секции картингистов. Проводятся первые соревнования между школами. Тогда еще не было трасс для картингов, поэтому пользовались велосипедными дорожками или парками. Также не был налажен серийный выпуск картов – заезды устраивались на машинах собственной сборки.

В 1962 году в Риге организовали и провели первый всесоюзный чемпионат, в котором участвовали представители практически всех стран Советского Союза. Соревнования проводились в двух классах – с двигателями объемом до 125 куб.см. и до 175 куб.см. Естественно, все машины были изготовлены самостоятельно, поэтому результат соревнований больше зависел не от мастерства гонщиков, а от профессионализма инженеров, конструировавших эти картинги. Собирать карты в то время могли из чего угодно – рамы делали из обычных водо-газопроводных труб, колеса брали от старых вертолетов или велосипедов. Двигатели использовались мотоциклетные.

С 1966 года налаживается серийный выпуск картов. Однако проблема с трассами все еще остается. В качестве треков  по-прежнему используют любые доступные для заезда дороги, или даже дорожки на стадионах. Карты тоже не были совершенны, поэтому их конструкцию приходилось дорабатывать. В журнале «Юный техник» размещались чертежи, как из заводской модели сделать удобный и скоростной карт. К сожалению, с развалом СССР, развитие картингов было остановлено, практически все школы и кружки были закрыты, из-за прекращения финансирования. Лишь только в последние годы, этот вид спорта начинает постепенно возвращать свою прежнюю популярность.

Картинг сегодня представляет собой зрелищный экстремальный вид автоспорта. Многие пилоты Формуулы-1 перед началом своей карьеры, занимались картингом. Однако, это не значит, что картинг лишь некая подготовительная стадия – это вполне самостоятельная спортивная дисциплина, по которой проводятся различные крупные соревнования, чемпионаты Европы и мира.